Гитарное искусство

 

 

 

Follow @victorilivanov Tweet to @victorilivanov Tweet Tweet #TwitterStories

Перевод Лидийской хроматической концепции ладовой организации был удалён с этого сайта по требованию Alice Norbury Russell

 

Хотите дорийскую концепцию? Строим квинты от ноты D по 2 вверх и вниз - получаем пентатонику (мажорную от С или минорную от А). Идём дальше. Ещё по одной квинте в обоих направлениях - получаем D минор (дорийский). Ещё по одной квинте в обе стороны - имеем F# и Вb. Рассматриваем 7-ступенные лады, т. е. не добавляем новые ступени, а повышаем имеющиеся (если шагаем на квинту вверх) или понижаем (если идём вниз). С нотой F# вместо F и с Вb  вместо В получается мелодический D мажор и мелодический G минор.

Если сделать следующий шаг на квинту в сторону диезов, получим C# и гармонический D мажор. Если вместо этого сделать шаг на квинту вниз, получим Еb и гармонический минор от ноты G. Если оба этих шага (вверх и вниз) произвести одновременно, получим дважды гармонический D мажор и дважды гармонический G минор. При этом оба полутона между белыми клавишами фортепиано расширились до 1,5 тонов.

На предыдущем этапе шаг на квинту в одну сторону не имел смысла, т. к. не создавал нового звукоряда, а лишь перемещал цепочку из квинт по квинтовому кругу в сторону диезов или бемолей (F#, удлиняя квинтовую последовательность в одну сторону, одновременно укорачивает её с другой стороны, удаляя F). Этого не происходит, если мы уже имеем разомкнутую квинтовую цепочку (с пропущенными звеньями F и В): шаг в одну сторону создаёт новый звукоряд, т. к. нота C, заменяемая на С#, уже не крайняя в последовательности.

Но если мы будем использовать обе ноты F и F# в качестве вариантов переменной ступени, то мы получим лад мажорного блюза. Если вместо этого мы продлим квинтовую последовательность на один шаг вниз, мы будем иметь лад минорного блюза при использовании Вb  в качестве варианта переменной шестой ступени В/Вb.

Следующие два шага в обе стороны дают G# и Ab. Т. е. G и А слились в одну ступень. Ступеней стало 6. Образовалась мажорная пентатоника от F# с хроматическим заполнением секунды между V и VI ступенями (как в бибоповой мажорной гамме).

Следующий двойной шаг даёт пентатонику из чёрных клавиш фортепиано (на расстоянии тритона от исходной). Нота D растворяется в соседних C# и Еb, одновременно повышаясь до D# и понижаясь до Db.

Все другие способы построения квинтовой лестницы (например, как у Дж. Рассела) не дают такой математической стройности. Математическая красота получившейся конструкции – это лучшее доказательство верности данного подхода.

Доминирование диатоники и пентатоники в музыкальной практике над 6-ступенными ладами – ещё один аргумент в пользу метода двойных шагов по квинтовому кругу.

Ещё пара доводов. Тональности с одним знаком при ключе (с нотами F# и В) – ближайшие родственники тональностей без ключевых знаков (С мажор, А минор, дорийский D минор и др.). С помощью этих нот (F# и В) уменьшенное трезвучие II-й ступени А минора с одинаковой лёгкостью превращается то в Вm, то в неаполитанский секстаккорд.

Таким образом, границы квинтовой цепочки F - C - G - D - A - E - B в одинаковой степени способны расширяться как в одну, так и в другую сторону. Эти соображения говорят о естественности построения цепочки (В) - F - C - G - D - A - E - B - (F#) в обе стороны от её середины – ноты D.

Выводы:

1. Лады в предложенной системе занимают свои места (как элементы в таблице Менделеева) в соответствии с количеством квинтовых шагов, необходимых для их образования. Мелодические и гармонические лады появляются позже диатоники, что показывает характер и степень их родства по отношению к ней: они образованы на её основе, а не наоборот.

2. Не включённые в систему звукоряды не являются ладами. В хроматической или целотонной гамме ни одна ступень не выделяется в качестве опорной, организующей вокруг себя систему взаимоотношений с остальными ступенями.

3. Пентатоника – это не только недоразвитая диатоника, она появляется на новом витке спирали развития музыки.

4. Как таблица Менделеева позволяла предсказывать ещё не открытые химические элементы, данная система показала существование лада F#-G#-Вb -C#-Db , который, скорее всего, не является пентатоникой с хроматической нотой. Это  6-ступенный лад с центром D.

5. Лады, образованные при помощи двойных шагов, симметричны относительно ноты D. Лады, образованные шагом на одну квинту вверх, симметричны ладам, полученным в результате шага на квинту вниз, сделанного вместо соответствующего шага вверх. Так, например, зеркальным отражением гармонического мажора является лад V-й ступени гармонического минора – phrygian dominant: последовательность интервалов между ступенями одного лада повторяется в обратном порядке для другого.

МЕТОД ДВОЙНЫХ ШАГОВ (подробности)

Строим квинты от ноты D вверх и вниз - получаем G, A. Идём дальше. Ещё по квинте вверх и вниз - получаем пентатонику.

1. D – тоника,

2. G, A – субдоминанта и доминанта,

3. D, G, A, E, C – пентатоника.

4. Далее делаем один шаг от С на квинту вниз. D,E,F,G,A,C – это минорный лад без VI-й ступени. Точно такой же лад, но от ноты А, получится, если сделать очередной шаг в построении квинтового круга не вниз от С, а вверх от Е.

Гамма из 6 нот имеет то же преимущество, что и гамма из 8 нот: при движении шестнадцатыми вверх или вниз по гамме аккордовые звуки остаются на сильной доле. Но при использовании бибоповых 8-ступенных гамм через две четверти получается октавное повторение того же пассажа, а при использовании 6-ступенной гаммы результат более интересный. Через две четверти на сильную долю попадают аккордовые звуки, но уже в другой очерёдности.

Двойной шаг прибавляет ноты F и B к пентатонике D, G, A, E, C, и образуется дорийский D минор.

5. Следующий двойной шаг меняет только-что добавленные ноты F и B на F# и Bb. Это – самые неустойчивые ноты в дорийском D миноре. 

6. Далее альтерации подвергаются ноты в порядке, обратном их появлению. Тоника, доминанта и субдоминанта альтерируются в последнюю очередь.

Это с очевидностью говорит об их значении в ладу и об их устойчивости как в данном процессе альтерации, так и в ладовом смысле.

 

Существуют мажорные и минорные тональности, а также одноимённый мажоро-минор. Существует процесс постепенного включения всех 12 нот хроматической гаммы в систему ладовой организации. Метод двойных шагов показывает этот процесс как состоящий из этапов расширения пентатоники до диатоники, на основе которой образуются мелодические лады, а затем и лады, содержащие увеличенную секунду.


Мажорная доминанта в дорийском D миноре создаёт альтерацию C#, что приводит к образованию мелодического D минора. Тот же звукоряд от ноты А – это мелодический мажор.

Мажорная доминанта в мелодическом А мажоре вводит альтерацию G#. При этом образуется гармонический А мажор. Последовательность такая же, какую даёт метод двойных шагов: сначала мелодические лады, потом гармонические.

 

ТРИТОНОВАЯ ЗАМЕНА G7-5 - D7-5

 

Гамма, аккорд:

уменьшенная, G-9+9+1113

целотоновая, G9+5-5

G superlocrian, G7alt

G

А

В

B

D

D#

F

D superlocrian, D7alt

D

D

E

F

G

A

B

 

 

ЛАДОВАЯ СИНКОПА

Лад, соответствующий новому аккорду, может начать звучать ещё до смены аккордов, если фраза, его использующая, начинается из-за такта. Есть примеры (рифф из Demon's Eye (Deep Purple)), когда только последняя нота фразы, начавшейся из-за такта, попадает на соответствующий ей аккорд. То же самое происходит и при обыгрывании аккордов в пределах одного лада.

 

Favorites

 


© victorilivanov